Саша Шерман (Sasha Sherman) – один из самых прогрессивных и
востребованных хореографов России, известная, благодаря своей
завораживающей технике и неповторимой манере, далеко за пределами своей
страны. Имея более чем 7-летний педагогический опыт, Саша Шерман
является одной из немногих российских хореографов, которых ежегодно
приглашают давать мастер-классы в США. И уже во второй раз она приезжает в DCM делиться опытом с украинскими танцорами
"Желание танцевать появилось у меня давно – еще лет в 13. Тогда я ездила
на все лето к бабушке и жила у нее со своей двоюродной сестрой, которая
занималась танцами. Однажды мы сидели дома, и сестра показала мне
несколько движений из своего «танца кукол», в котором ее голова, руки и
тело двигались совершенно отдельно друг от друга. Это сейчас я понимаю,
что дело было в элементарной изоляции, тогда я подумала что-то вроде
«офигеть как круто», и безумно захотела научиться делать так же", -
рассказала Саша Шерман в интервью,
в котором ты также сможешь узнать о том, как она начала танцевать,
давать мастер-классы в США и заняла с Лешей Шалбуровым, PacMan, Di Moon,
Jawn Ha, ToyBox, Bennett Avecilla и Ricky Cole первое место на
фестивале World Of Dance LA 2011 за совместную постановку для
американской детской команды Emanon Dance Crew.
Саша Шерман – один из топовых хореографов Москвы и опытный педагог, признанный не только на России, но и в США.
Саша Шерман работала с такими выдающимися мировыми хореографами как
Jun Quemado, Brian Bam Martin, Jay Chris Moore, CJ Edwards, Isaac
Tualaulelei, Brian Puspos, Jawn Ha, Elm Pizarro. Постановка, которую она
с Алексеем Шалбуровым, Byron Bucao, PacMan & Di Moon, Jawn Ha,
ToyBox, Bennett Avecilla и Ricky Cole сделали для детской команды Emanon
Dance Crew, заняла первое место на фестивале World Of Dance LA 2011.
В интервью для сайта mywaydance.com Саша
Шерман рассказала о том, как она сделала свои первые шаги в хореографии,
что она слышала об украинском танцевальном мире, о победе на своем
первом баттле Intersport Dance 2006 и о признании в США.
Саша, привет! Ты впервые в Киеве?
Да. Сейчас даже ехала на метро – визуально оно такое же, как в Москве.
Успела ли ты что-то увидеть в украинской столице?
Пока нет, но как будет свободное время, мне обещали показать город –
очень интересно. А пока что я развлеклась тем, что читала украинские
надписи на рекламах по городу. Половину слов в вообще видела в первый
раз ))) Вроде понимаешь, что тут про кровать, тут еще про что-то, но что
именно написано – полная загадка.
До приезда сюда ты что-то слышала об украинских современных танцах, хореографах?
Что-то слышала периодически, но очень мало. Первые, о ком я узнала из
Украины - балет Quest, который вызывал в те времена тотальный восторг.
Но это было давно. Последнее время слышала о Myway – во-первых, потому
что я знакома с Сашей Бобиком, а во-вторых, потому что ко мне регулярно
добавляются друзья из этой студии.
Теперь, после мастер-классов в Киеве у тебя будет много новых заявок!
Да)) У меня Вконтакте постоянно висит много заявок на добавление в
друзья, и как только я осилю 10-15 из них, запросов становится еще
больше. Пока посмотришь профайл каждого – что за человек, танцор он или
вообще непонятно кто – уходит столько времени! Если хотя бы каждый из
них хоть что-то писал о себе, кто он и откуда, было бы намного легче. А
то до людей, которые добавили меня в друзья давно и остались где-то в
конце этого списка, так руки и не доходят.
А с чего все начиналось? Как ты пришла в хореографию?
Желание танцевать появилось у меня давно – еще лет в 13. Тогда я ездила
на все лето к бабушке и жила у нее со своей двоюродной сестрой, которая
занималась танцами. Однажды мы сидели дома, и сестра показала мне
несколько движений из своего «танца кукол», в котором ее голова, руки и
тело двигались совершенно отдельно друг от друга. Это сейчас я понимаю,
что дело было в элементарной изоляции, тогда я подумала что-то вроде
«офигеть как круто», и безумно захотела научиться делать так же. Так мы
прозанимались с ней месяц, а потом, приехав в Москву, я начала искать
для себя какие-то танцевальные студии. Не знаю, как меня туда занесло,
но я пошла на бальные танцы. У которых, конечно, были свои плюсы и
минусы. Заполучив за 2 года осанку, избавление от косолапости и привычку
к постоянным нагрузкам, я решила пойти дальше. Следующим шагом стал
locking. Помучившись там некоторое время и изрядно повеселив педагога
своими попытками, харизмой и чудо-исполнением… я поняла, что это не мое
:)
Тогда мне уже исполнилось 15 и захотелось зарабатывать самой, а не
просить денег у мамы. А так как перспектива раздавать листовки у метро и
получать за это 200 рублей в день меня совсем не радовала, я пошла
работать танцовщицей в клубе, где мне готовы были платить 1000-1500руб.
Было очень забавно то, что, по идее, в 15-летнем возрасте в клуб меня
пускать было нельзя, но учитывая то, что выглядела я немного старше и
заходила в него как работник, мой возраст никого не интересовал вообще
:))
Потом я услышала о такой московской школе как Street Jazz, которая
находилась где-то у черта на куличках, но считалась самой крутой в
городе. Я очень долго собиралась в нее пойти, а когда таки попала на
пару уроков, появилось много занятий на учебе, плюс не высыпалась после
ночной работы. Регулярно заниматься так и не получилось.
В общем, когда я добралась до классов в школе Street Jazz, мне,
наверное, было уже где-то 18 лет. Там я стала заниматься у Леши
Шалбурова. Наверное с этого и начались мои "первые шаги" в хип-хопе.
Сначала я просто училась, потом мы начали танцевать вместе, и в 2006
году вдвоем выиграли баттл Intersport Dance – наверное, мой первый и
единственный. Я вообще баттлы не очень люблю – слишком уж это большой
стресс для меня – но тогда, так как мы пошли на него вдвоем и решили не
сдаваться до последнего, было уже не так страшно. Мы заслужили победу
чисто энергетикой.
В то время мы с Лешей уже начали работать в балете Street Jazz и
думали, как провести свой двухнедельный отпуск – учитывая, что он у нас
случался редко и просто так вырваться поехать куда-то было почти
невозможно. Хотелось провести это время не только в удовольствие, но и с
пользой. Решили поехать во Францию – во-первых, мы знали там несколько
хороших танцевальных школ, а во-вторых, нас звала туда подруга. На тот
момент – пять лет назад - об Америке еще даже никто не думал, и то, что
туда можно поехать учиться танцевать, никому в голову не приходило.
В твоей хореографии есть много джазовых элементов – ты занимаешься им специально?
Не то, чтобы занимаюсь, я его просто очень люблю. Я, конечно, брала
около месяца индивидуальные уроки по технике jazz, но в основном все это
была классическая база у станка. Я бы занялась им серьезно, но никак не
получается. Хотя в этом году в Штатах я побывала на классе contemporary
и осталась в полном восторге. Я не кручу, конечно, тысячи пируэтов за
раз, но мне этот стиль оказался очень близок.
У тебя есть любимое направление в танцах – hip-hop, jazz-funk?
Скорее, нет. Хотя мои группы и делятся на hip-hop и jazz-funk (разве
что для того, чтобы людям, которые впервые приходят на занятие, было
понятней, чего от меня ожидать), когда я придумываю хореографию, я не
отношу ее к какому-то определенному стилю. Все зависит от музыки.
Кто из хореографов больше всего повлиял на твое развитие как танцора?
Их очень много. Могу назвать некоторых – кому мы устраивали
мастер-классы в Москве – потому что мы привозили именно тех, кто нам
очень интересен и очень дорог.
Начали мы с Jun Quemando. Сейчас бы на его классах залы были бы забиты
битком, но тогда к нам пришло не так уж и много людей. Это проблема
многих крутых хореографов, которые приезжают в наши страны –
по-настоящему оценить их могут только единицы.
В то время, чтобы хоть как-то окупить стоимость приезда какого-нибуть
крутого чувака, организаторы рассчитывали классы на массового танцора и
вынуждены были просить хореографа давать «что-нибудь попроще», чтобы
усвоить материал могли все. Вот и получается, что ты приходишь на класс к
мировой знаменитости, а взять толком ничего не можешь, потому что с
полным размахом ему демонстрировать свое умение просто нет смысла – не
воспримут.
Но с Jun Quemando такого не было?
Да, мы наоборот, попросили его вести уроки так, как он это делает это
всегда. Более того, мы с Лешей поинтересовались, не хочет ли он сделать с
нами номер, чтобы выступить на afterparty после классов. Он без проблем
согласился, и, мало того, что поставил с нами 2 хореографии, еще и мою
выучил. Боже мой, Jun Quemado выучил мою хореографию!! Это был просто
шок для меня. Жалко, что в записи этого номера у нас не осталось.
Через пару месяцев мы снова привезли Quemando, но уже вместе с Bam
Martin – и он, скажу я вам, вообще убийца! После его хореографии – одна
рука у меня не сгибалась, другая не разгибалась, а ноги, думала я,
вообще отвалятся. Вот что значит несколько дней непривычной для тебя
хореографии в таких количествах. (кстати одну из хоряг, которую он
давал, он придумал прямо у себя в номере в Москве). После мастер-классов
мы выступили с ними на открытом уроке школы танцев Street Jazz, номер
был отрепетирован за 2 дня - это было ЧТО-ТО (было и круто, и страшно) !
:)
Вы также привозили Brian Puspos и Jawn Ha…
Ага! К приезду Пуспоса народ уже был уже в курсе и понимал, who is who.
Зал был набит битком, и впечатлений у всех было море! Мы даже
посмотрели как Брайан придумывает хорягу.. и прямо по ходу его мыслей
учили ее, чтобы он смог посмотреть, как это выглядит со стороны. А еще я
до сих пор помню лица учеников и мое удивление , когда Брайан пришел
занимался ко мне на урок… Ух, заставил он меня понервничать…
А с Джоном Ха было еще веселее! Перед первым классом он сказал нам:
"Это первый случай в моей практике, что я даю столько классов подряд.
Моя хореография требует большой физической выносливости, и обычно от
одного моего класса выдыхаются как студенты, так и я сам… А тут 6
классов за 2 дня… Всем удачи :)"
Экстремалы! Но вы не только привозили иностранных хореографов в Москву, но и сами давали классы в Штатах. Как вам это удалось?
Прошлым летом это произошло случайно – мы с Алексом просто
путешествовали по Америке – и, так как поездка была полуторамесячная, а
денег было немного, через 3 недели у нас закончились средства. Надо было
как-то выкручиваться, и мы начали спрашивать у знакомых, которых к тому
времени появилось огромное множество, не хочет ли кто-то организовать
нам классы. Вот нам и предложили провести несколько воркшопов в
Калифорнии.
Главная трудность, с которой мы столкнулись – это то, что объяснять
хореографию пришлось полностью на английском, употребляя их сленговые
выражения и обозначения. Конечно, многие моменты ребята понимали вообще
без слов, но когда ты пытаешься что-то описать словами, а они просто не
приходят тебе в голову - это так смешно!
Одна из ваших постановок – совместная с несколькими легендарными
парнями – выиграла командный конкурс World of Dance LA 2011. Расскажи об
этом поподробнее!
Все тем же летом в Окснарде мы давали классы одной продвинутой детской
команде. После классов ее основатель - Byron Bucao – предложил каждому
из нас поставить для этих детишек по кусочку хореографии, за которые он
дам даже собирался выплатить гонорар. Конечно, мы согласились, тем
более, что с такими "прокаченными" детьми (был там, например, 13-летний
мальчик, который танцевал на тот момент уже 9 лет – на 4 года дольше,
чем я!) Работать было очень здорово и интересно. Байрон задумал сделать
один большой и разнообразный номер, отдельные части которого ставили
разные хореографы – в том числе он сам, я, Леша Шалбуров, PacMan &
Di Moon, Jawn Ha, ToyBox, Bennett Avecilla, Ricky Cole. Так как наш
визит подходил к концу, я быстро поставила и выучила с ними хореографию,
и пришлось уезжать. Так что отрабатывали они нашу хореографию уже без
нас, а следующей весной выступили с ней на World of Dance LA 2011, где и
заняли первое место. Это было очень круто и приятно!
Я видел, перед приездом в Украину ты еще раз была в США и давала классы в Boogiezone…
Вообще я не планировала лететь в Щтаты этим летом, но Elm Pizarro –
основатель Boogiezone - сначала оставил свой комментарий под одним из
моих видео, в потом и написал: «Ты не в Калифорнии случайно? Давай я
тебе классы сделаю!». Я пишу – «Нет, в Москве я, и приеду разве что
осенью». А потом думаю: «Это же Boogiezone!! Какого хрена я сижу в
Москве? Надо ехать!» Сделала визу, нашла денег, договорилась о датах – и
поехала!
Ты сама посетила в в Штатах много классов. Сложно было?
Сейчас уже не так сложно, как раньше – конечно, если ты не стоишь в
последней линии в зале на 100 человек и хоть немного видишь педагога.
А как ты развиваешь свою технику?
Ничего особенного для техники я не делаю. Наверное, она развивается
сама по себе, потому что каждый раз, когда я ставлю новую хореографию, я
стараюсь превзойти себя и поставить что-то лучше, чем в предыдущий раз.
Стало быть, и техника должна становиться лучше.
А как ты познакомилась с Сашей Бобиком и попала в Украину?
Где-то года 3 назад, когда я с Лешей второй раз поехала в Штаты, мы
случайно познакомились с Сашей Бобиком – потому что жили вместе дома у
Falk Hentschel. Так получилось, что мы расположились в соседних комнатах
и когда услышали, что разговариваем на одном языке, быстро сдружились.
Саша с женой уже бывали там несколько раз, они поездили с нами и
показали много красивых мест. Вот так я и узнала, что в Украине есть
такая школа, как Myway. А теперь оказалась здесь сама. Круто, что у вас
здесь так просторно и большие удобные залы - очень комфортно вести
уроки.
Расскажи, кто ты в первую очередь: танцор, педагог или хореограф?
Не знаю даже... Скорее всего - и первое, и второе, и третье... Мне
кажется, эти понятия всегда стоят рядом друг с другом. Человеку, который
что-то создает, нужно делиться генерируемой в нем энергией и
информацией, иначе он может просто лопнуть! Должен быть "выхлоп":
выступать на сцене; ставить свою хореографию, воплощая все свои
творческие идеи; преподавать. Кстати, поначалу преподавание мне нелегко
давалось, но сейчас это именно то занятие, в котором я чувствую себя
комфортно, и которое всегда приносит мне удовольствие.
Тебе часто приходится выступать как танцору?
Я четыре года отработала в основном составе балета Street Jazz. Сейчас
мы с ними разошлись друзьями – просто потому, что я очень устала от
активной деятельности. Работа стала занимать все мое время, а хотелось
больше его посвящать своему собственному творчеству. При этом, я
осталась там преподавать – уж очень мне нравится энергетика в этой
школе.
Что касается артистов – за время работы в Street Jazz я переработала,
наверное, со всеми российскими артистами. Я очень комфортно чувствую
себя на сцене - наверное, даже комфортнее, чем в тренировочном зале.
Сейчас, правда, отработав столько лет на эстраде, хочется немного
другого: постановки, перфомансы, но уже в качестве хореографа.
А какие у тебя мечты и планы на будущее?
Наверное, пройти какой-то крутой audition в Штатах и много работать над
собой) Хочется куда-то вроде балета Джексона, Мисси Эллиот и т.д, но
даже просто пойти на кастинг чисто для себя, чтобы понять, готова я для
этого или нет, было бы тоже очень здорово. Но, к сожалению, без
документов на работу на эти аудишены тебя даже не пустят – их
организаторы очень ценят свое время, и не тратят его на тех людей, у
которых нет права на работу в США. Для начала нужна рабочая виза и т.д.
Так что эту мечту не так просто реализовать, как многие считают.
А что ты планируешь делать в России?
Честно говоря, сейчас у меня нет никаких конкретных планов ни на
Россию, ни на Штаты. Мне просто хочется поездить по миру с классами,
пожить где-нибудь еще и заниматься саморазвитием. С другой стороны, свои
группы в Москве я отменять не хочу, поэтому пока что все мои поездки
остаются очень короткими.
Чем бы ты занималась, если не танцами?
Школа у меня была экономическая, а колледж – по дизайну интерьера.
Вообще, я должна была быть бухгалтером, но очень рано поняла, что это не
мое. Если бы не танцы – не знаю, куда бы я сунулась. Скорее всего, все
равно занималась бы чем-то творческим. Дизайном, например.
А на каком этапе ты осознала, что хочешь посвятить свою жизнь танцам?
Наверное, в самом начале пути – года через 2 после того, как впервые
ими занялась. Потом, когда это занятие начало мне еще и деньги приносить
– стало совсем понятно, что оно мое.
Что бы ты могла посоветовать нашим танцорам, или сказать им что-то такое, что помогло бы им в их развитии?
NEVER GIVE UP!!!